Чревоугодие

«Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:12-14)

«Не пища зло, а чревоугодие»

Святой Максим Исповедник

 

 

Демон чревоугодия.
Миниатюра Синодика, XVII в.

 

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360 — ок. 435), христианский монах и богослов, один из основателей монашества в Галлии, аскетический писатель. 

«Борьба со страстью чревоугодия»

«Посты, уставом определенные всеконечно должно соблюдать; но если после них не будет соблюдаема воздержность в употреблении пищи, то соблюдение их не доведет до совершенной чистоты…»

 

Схиархимандрит Гавриил (Бунге) (1940), схиархимандрит Русской Православной Церкви, настоятель Крестовоздвиженского монастыря в городе Лугано в Швейцарии, богослов и патролог немецкого происхождения, писатель.

Выдержки из книги «Объядение, лакомство, чревоугодие: учение отцов-пустынников о еде и посте (на основе текстов Евагрия Понтийского)»

«Мно­годневный пост может подорвать не только силу собственного самолюбия, но и упрямое самолюбие целой нации. Однако необходима великая чистота сердца, чтобы пост не превра­тился в обыкновенную голодовку, цель кото­рой – умышленное насилие над волей других людей. Ведь еще Христос учил, что пост, как и все прочее, может использоваться для дости­жения низменных и самолюбивых целей».

 

Епископ Виссарион (Нечаев) (1823 — 1905), священник РПЦ, епископ Костромской и Галичский, профессор Московской духовной семинарии (1852), преподаватель Священного Писания и греческого языка, писатель, экзегет. К числу его основных трудов принадлежат толкования на паремии – места из Библии, которые предлагаются Церковью во время богослужебных чтений.

«О посте. Искушение Христа в пустыне от диавола»

«Поговел человек одну неделю, и радуется, что отговел, и спешит возвратиться к прежним греховным привычкам. Он походит на больного, который, едва начиная поправляться, спешит выйти на воздух, бросает предписанные врачом ограничения в образе жизни и принимается за обычные занятия, не дождавшись назначенного врачом срока».

 

Протоиерей Сергий Филимонов (1965), священник Русской Православной Церкви, профессор СПбГПМУ и Первого СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, кандидат богословия, доктор медицинских наук, писатель, главный редактор журнала «Церковь и медицина».

«Пост в борьбе со страстью чревоугодия»

«Человек, живущий в миру, может и должен законно подвизаться, следуя учению Церкви и святых отцов, излечиваться от страстей, противоборствовать им, очищать и преображать свою душу. И первое препятствие на этом пути – страсть чревоугодия, которую следует преодолевать молитвою, воздержанием и постом»

 

Протоиерей Павел (Гумеров) (1974), священник Русской Православной Церкви, духовный писатель, публицист.

«Чревоугодие — «Их бог – чрево» (Флп.3:19

«Где же эта мера, эта тонкая грань, отделяющая естественную потребность от страсти? Она проходит между внутренней свободой и несвободой в нашей душе. Как говорит апостол Павел: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:12–13