многословие, пустословие, празднословие

«Для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих – дверь и запор» (Сир. 28: 29)

«Поставь стражу, Господи, к устам моим, и дверь ограждающую для губ моих».

 

Чем пустословие отличается от празднословия?

«Почему сквернословие — огромное зло?» — ответы священников. 

 

«Многоглаголание, пустословие и любопытство» — из наследия оптинских старцев.

«Предостережения Оптинских старцев о вреде многоглаголания, пустословия, неосторожных шуток и любопытства актуальны и в наше время. Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37)».

 

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (1877-1961), святитель Русской Православной Церкви,  архиепископ Симферопольский и Крымский, российский и советский хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, профессор; духовный писатель, доктор богословия. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).

«Молитва святого Ефрема Сирина – о празднословии»

«Если язык болтает и празднословит, то и мысли блуждают, не сосредотачиваясь ни на чем глубоком, истинном, важном, блуждают безцельно повсюду, как блуждает несчастная дворняжка, виляя хвостом»

 

Митрополит Иларион (Алфеев) (1966), архиерей Русской Православной Церкви, митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, богослов, патролог, церковный историк, композитор и педагог.

«О празднословии»

«В то же время другой разбойник богохульствовал, осуждал, пустословил, даже находясь на кресте, в свои предсмертные минуты. Потому что как он жил, так и умирал».

 

Игумен Нектарий (Морозов) (1972), священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова, руководитель епархиального информационно-издательского отдела, писатель. 

«Удержание неудержимого. Размышления  о «воздержании языка» в пост»

«Но что же делать с собой, точнее, со своим языком, который, по апостолу Иакову, есть «неудержимое зло» (Иак. 3:8), который привык к необузданной, неограниченной свободе? С тем самым языком, о котором писал где-то в письмах своих святитель Феофан, что хорошо было бы приспособить к нему машинку специальную, чтобы как только скажет он слово лишнее, так сразу колола она его чем-то острым…Нет, к сожалению, такой машинки…»

 

Гермоген Иванович Шиманский (1970),  литургист, богослов, преподаватель, ученик профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабаллановича, инженер.

«Об употреблении дара слова (о хранении уст)»

«Слово есть образ мысли и выражение наших чувств. Следовательно, из слов может распознаваться внутреннее душевное состояние и устроение говорящего человека. Добрые чувства молчаливы. Излиться же чрез слова стремятся чувства эгоистические, чтобы высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может нас показать, – как нам кажется, с лучшей стороны, показать нас умными, рассудительными, остроумными и т. п.»