Вячеслав Пономарев «Подготовительные седмицы Великого Поста»

Подготовительные к Великому посту седмицы существовали уже в первые века христианства, о чем в своих беседах и словах свидетельствуют знаменитые проповедники IV века: святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие.

В эти седмицы совершается воспоминание Евангельских событий и притч Спасителя, помогающих христианину осознать смысл и цель постного делания. Кроме того, для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели (воскресенья) начиная с Недели о мытаре и фарисее, включает в богослужения пение особых великопостных стихир: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», «На спасения стези настави мя. Богородице…», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный…». Кроме стихир в эти дни поется 136-й псалом «На реках вавилонских», живописующий образами Ветхого Завета плен Новозаветного Израиля, избавление от которого возможно и необходимо.

Богослужения подготовительных Недель и предшествующих им седмиц помогают христианину понять, каким должен быть его духовный настрой не только во дни Великого Поста, но и каждодневно.

Так называемая Неделя о Закхее является первой Неделей подвижного годового богослужебного круга, который именуют Пасхальным циклом. Она предваряет подготовительные к Великому посту Недели и седмицы, но формально в их состав не входит. Действительно, богослужение этой Недели ничем не отличается от богослужений неподвижного годового круга, но в этот день читается евангельский отрывок, содержание которого важно для осознания того, каким должен быть настрой на пост. За воскресным богослужением звучит евангельское повествование о начальнике мытарей8 Закхее (Лк. 19; 1–10), который был слишком мал ростом, чтобы увидеть проходящего мимо Иисуса. Тогда он, несмотря на свое высокое положение и богатство, не побоялся насмешек и залез на дерево, рядом с которым должен был пройти Иисус. Увидев это великое желание, Христос призвал Закхея спуститься с дерева и воше́л в его дом. Таким образом, греховность, мелочность, ограниченность Закхея была побеждена его настойчивым стремлением увидеть Вездесущего и Безгрешного. Этот поступок евангельского грешника предлагается Церковью как пример для подражания каждому христианину.

Собственно подготовительных к Великому посту Недель четыре.

Неделя мытаря и фарисея. Одноименной евангельской притчей (Лк. 18; 10–14) Церковь напоминает христианам о смирении как о важнейшем начале всякого духовного делания, ведущем к покаянию и стяжанию добродетели. Гордыня же, являясь главным источником грехов, оскверняет человека, лишает его Богообщения, изолируя его не только от Бога, но и от ближнего. В притче говорится о двух людях, мытаре и фарисее, зашедших помолиться в церковь. Фарисей, формально выполнявший предписания ветхозаветного закона, считал себя в связи с этим праведным и осуждал мытаря. Мытарь же справедливо считал себя грешным и «не смел очи поднять на небо», каясь перед Господом. Мытарь за свое смирение был оправдан Господом, а фарисейская гордыня была осуждена.

Седмица мытаря и фарисея является сплошной – пост среды и пятницы церковным Уставом отменяется.

Неделя о блудном сыне. За воскресным богослужением читается одноименная евангельская притча (Лк. 15; 11–32), от которой получила название и сама Неделя. То, как поступает с блудным сыном евангельский Отец, дает надежду на неисчерпаемое Божие милосердие ко всем грешникам. Условие же, при котором это становится возможным, – искреннее покаяние обращающегося к Богу грешника. Всегда надо помнить, что никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Поэтому христианин должен всячески избегать уныния, надеясь на примирение с Богом и помня, что для этого нужно покаяние и обращение от греха.

Неделя о Страшном Суде (мясопустная). Евангельская притча о Страшном суде (Мф. 25; 31–46) рисует апокалипсические картины конца человеческой истории. За что же будет судить Бог свое творение? Вот что говорит об этом Евангелие: Тогда скажет (Бог) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (Мф. 25; 41–45). Таким образом, Церковь, руководимая Христом, учит своих чад, что любовь к ближнему, который по воле Божией встречается на нашем жизненном пути, и милость, оказываемая ему, становится ходатаицей за нас в час Страшного Суда. Эта любовь открывает возможность увидеть Христа в другом человеке, кто бы он ни был, и через это исполнить важнейшую заповедь о любви к Богу.

Неделе о Страшном Суде предшествует Вселенская родительская суббота (мясопустная), установление которой, согласно письменному свидетельству IV века, восходит к апостольским временам. В этот день в Церкви совершаются заупокойные богослужения, на которых поминаются «все от века усопшие православные христиане, отцы и братии наши».

Неделя сыропустная и предшествующая ей сырная седмица (масленица). Воспоминание Адамова изгнания. Другое название этой Недели – Прощеное воскресенье. Церковь перед самым началом поста не случайно напоминает христианам о факте Первородного греха, ставшего причиной изгнания человека из рая. Грех этот заключался в противлении воле Божией, выраженной в одной заповеди о воздержании. Постный подвиг через воздержание призван стать средством борьбы с человеческой гордостью, являющейся главной причиной отдаления человека от Бога. Пост освобождает христиан от порабощения греху, от плена миру, от диктаторской воли плоти, материи. Он становится нашим «детоводителем» ко Христу, побуждая отказаться от мысли, что желания и требования нашей падшей природы являются нормальными, а стремления духа невыполнимыми и чрезмерными.

В евангельском чтении Прощеного воскресенья указываются главные условия того, чтобы пост был подлинным, угодным Богу: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения га, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6; 14–21).

В среду и пятницу Сырной седмицы не положено совершать Литургию. Кроме того, Сырная седмица является сплошной – пост среды и пятницы отменяется. Но церковный Устав предписывает во все эти дни воздерживаться от мясной пищи.

Источник: «Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники» (на основании материалов сайта Азбука.ру)