Протопресвитер Евгений (Аквилонов) «Православное учение о посте. Мера поста»

Высочайший смысл временной жизни состоит для человека в приуготовлении себя к жизни вечной, достающейся в удел только добродетельным. Следовательно, последние должны употребить все силы на приобретение и развитие в себе добродетели и воспользоваться всеми наилучшими для этой цели средствами. К числу таких испытанных и наиболее целесообразных средств принадлежит и пост.

Итак, пост необходим для человека, как орудие, с помощью которого он возращает в себе добродетель и через нее достигает вечной блаженной жизни. Пост не есть самоцель, а только средство к ее достижению. Поэтому, кто не хочет поститься по предубеждению против поста, тот сознательно обрекает себя на крайне затруднительное положение человека, хотящего прийти к той же, как и другие, цели, только без одного из могущественных средств ее достижения. А так как невозможно допустить, чтобы здравомыслящий человек сам хотел быть своим палачом, то правильнее думать, что источником всяких возражений против поста служит одно прискорбное недоразумение.

Наше горе, что мы почти не знаем Библии и святоотеческих творений, ибо, в противном случае, не рассуждали бы о посте в немалой степени странно и, подчас, как невольники, обреченные на каторжный труд. Установляя посты, святая церковь не хотела возлагать на нас неудобного бремени, а, наоборот, заботилась только о том, как бы помочь нам возможно успешнее выполнить свое святое назначение. Ведь мы не рабы закона, а свободные сыны благодати!

Если, таким образом, пост необходим для всех, поскольку все мы призываемся Господом к вечной жизни, то спрашивается: в соблюдении поста должна ли господствовать строжайшая униформа, безразлично к возрасту, состоянию и здоровью человека, или же совсем не требуется столь строгой дисциплины, а каждый призывается к исполнению заповеди о посте в соображении данных условий?

Сам строжайший подвижник, преосвященный епископ Феофан решает поставленный вопрос в духе премудро-снисходительной христианской аскетики. «Все такие (т.е. пощения, моления и пр.) подвиги и упражнения должно проходить каждому подвижнику в особенном, к нему примененном виде. Правила строятся из них чрез приложение их ко времени, месту, лицу, обстоятельствам и пр. Это и должно быть сделано каждым подвизающимся или самим, или под руководством своего духовного отца. Подобно тому, как лечебные средства назначаются соразмерно с возрастом, телосложением и другими обстоятельствами врачуемого, так и в пощении безрассудно было бы малолетнему, или престарелому, или немощному возложить на себя такой пост, какой могут переносить только возрастные, крепкие и полные жизни. В таком, именно, духе великой снисходительности, однако без какой-либо тени поблажки, поучает святой Василий Великий во второй беседе о посте: «никто не исключай себя из списка постящихся, в который вносятся все роды людей, все возрасты, все различия чинов. Богат ты? Не обидь поста, не удостоив дать ему место за своей трапезою. Бедный не издевайся над постом, потому что давно он у тебя в доме. А женщинам столько же свойственно и естественно поститься, как и дышать. Дети, как цветущие растения, да орошаются водою поста. Для старцев легкими делает труды давнее знакомство с постом». «Впрочем, не так должно поступать с плотию, чтобы естественную ее силу расслабить и привести в совершенное бездействие воздержанием, и чтобы от чрезмерного расслабления дошла она до невозможности следовать за умом». И в Апостольском 69-ом правиле, строго карающем нарушителей постов, будет ли то епископ, или пресвитер, или диакон и т.д., дается снисхождение имеющим «препятствия от немощи телесныя». «И весьма справедливо», замечает по этому поводу московский митрополит Филарет, «потому что немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, т.е. укрощение чувственности и бездействие плотских страстей; и следственно, для немощного не то нужно, чтобы усмирить плоть постом, а то, чтобы немощное тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».

Не будет приводить еще других примеров, с целью показать, как разнообразна была церковная практика в рассуждении постовой дисциплины. Довольно и упомянутых, чтобы к разнообразным постникам всех времен применить великие слова Златоуста: «Кто потрудился, постясь, — тот пусть возьмёт ныне динарий. Кто работал с первого часа, — тот пусть получит сегодня должную плату. Кто пришёл после третьего часа, — пусть с благодарностью празднует. Кто успел придти после шестого часа, — пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится. Кто замедлил до девятого часа, — пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто успел придти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за своё промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого».

Источник: Протопресвитер Евгений (Аквилонов) «Православное учение о посте» (на основании материалов сайта Азбука.ру)