Чтобы пост был свят, он должен быть соединен с постоянною молитвою, благочестивыми размышлениями и беседами. Пост и молитва суть духовные крылья, возносящие душу к небу, к Богу. Кто с постом не соединяет постоянной молитвы и благоговейных размышлений, тот с помощью одного крыла думает подняться на небо, возможно ли? Потому-то св. Церковь второю принадлежностью говения поставляет молитву, как домашнюю, так и церковную, заповедуя говеющему неопустительно в продолжение всей недели, предшествующей причащению св. Таин, приходить в Церковь ко всем Богослужениям церковного дня, т.е. к утреннему, дневному и вечернему.
О чем особенно молиться? Конечно, для всякого говеющего должна быть всего ближе мысль о грехах, и потому всего естественнее во время говения молиться о прощении грехов. К этому и направлены все постные церковные песнопения и большая часть чтений. Впрочем, и во время говения всякий может в молитве представлять Отцу небесному и другие свои законные нужды, особенно духовные. Согласно с сим и св. Церковь руководствует нас к испрашиванию многоразличной благодатной помощи Божией, по различию наших нужд, разнообразными молитвами. Внимательные найдут в, молитвословиях, которые читаются в Церкви, все, что нужно каждому по состоянию духа его и потребностям жизни. Сремится ли кто водворить в душе дух благочестия и страха Божия; ищет ли кто помощи Божией в борьбе с греховными наклонностями, или облегчения в скорбях и нуждах житейских, желает ли кто молиться по христианскому братолюбию о благе и спасении других: во всех сих и подобных случаях, Церковь в своих молитвах и псалмах представит молящемуся умилительное, полное чувства, света и силы духовной руководство.
При немощи духа и плоти, мы всего чаще должны исповедовать свое ничтожество пред Богом, в глубоком сознании своей всецелой зависимости от Него: и потому Церковь непрестанно побуждает нас взывать: ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ, напоминая часто после сих воззваний о предании себя и друг друга и всего живота нашего Христу Богу.
Но не без особенной причины она во дни поста и говения установила так часто на всех Богослужениях повторять молитву святого Ефрема: ГОСПОДИ ВЛАДЫКО ЖИВОТА МОЕГО и пр. Св. Церковь видит, что христианину, готовящемуся к очищению совести чрез таинство покаяния, всего более должно избегать ДУХА ПРАЗДНОСТИ, которую справедливо признают все матерью пороков, источником нечистых помыслов, желаний и весьма многих худых дел. Избегая праздности, среди почвы житейских попечений нужно тщательно хранить себя от ДУХА УНЫНИЯ, т.е. от беспечности о состоянии души своей и о своем спасении, или в трудных подвигах покаяния от недоверчивости к милосердию Божию, убивающей душу безнадежною и потому бесплодную скорбью о тяжести и многочисленности содеянных согрешений.
Ищущему помилования вместе с духом уныния должно подавить в себе ДУХ ЛЮБОНАЧАЛИЯ, стремящийся к незаконному властительству, своеволию, самочинию и уклонению от строгих, но спасительных правил послушания.
Кто хочет сокрушить свое сердце, как сосуд скудельный, чтобы излились из него теплые слезы покаяния, тот должен изгнать из себя ДУХА ПРАЗДНОСЛОВИЯ, который опустошает все доброе в душе и от которого бесчисленное множество новых грехов и соблазнов рождается как бы невзначай, неумышленно, тогда как говеющий всего более должен заботиться об уничтожении прежних грехов и прежних соблазнов, умышленно, или неумышленно им поданных ближнему. Посему-то если когда, то особенно в дни говения, надобно быть бережливыми и осторожными на слова, полагать, как поет Церковь, хранение устом и дверь ограждения о устнах, уклоняясь, если нет особенной надобности, от разговоров даже, по-видимому, невинных, от безнужного собеседования об обыкновенных предметах жизни, чтобы незаметно не уклонилось сердце в словеса лукавствия.
Для уготовления души в живой, светлый чертог Царю небесному, Которого говеющий готовится принять в таинстве Тела и Крови Его, нужно украсить ее благоуханным ДУХОМ ЦЕЛОМУДРИЯ, который бегает как язвы, не только дел, но и желаний и помыслов нечистых, стяжать кроткий ДУХ СМИРЕННОМУДРИЯ, который один может расположить нас к искреннему сознанию своей виновности пред Богом и научить в Нем едином искать врачевания своих душевных болезней, т. е. грехов.
Для успеха в борьбе с греховными расположениями и привычками надобно водворить в себе мужественный ДУХ ТЕРПЕНИЯ не только в несении внутреннего подвига покаяния, но и во внешнем обращении со всеми людьми, которые умышленно или неумышленно, законно или незаконно могут подать повод к огорчению.
Наконец, для достойного принятия Святых Таин нужно возжечь в себе Богосветлый ДУХ ЛЮБВИ ко Христу-Спасителю и всем ближним, которая, по учению апостола, составляет совокупность духовных совершенств, водворяет в сердцах наших мир Божий (Колос. 3. 14, 15) и без которой нельзя ни утвердить в себе никакой добродетели, ни истребить порочных наклонностей, ни совершить святого подвига (Кор. 10 1), ни принести Богу чистой жертвы, ни испросить прощения во грехах у Источника любви – Бога, ни соделаться обителью Божиею (Иоан. 14, 23).
Истинное, спасительное покаяние может принесть только тот, кто живо и искренно, чувствует свою нечистоту, свою виновность пред Богом и от всего сердца желает свергнуть с души тяжкое бремя грехов своих, а такие чувствования в проникнутой грехом нашей природе не могут родиться без содействия благодати Божией, озаряющей своим светом тайные глубины нашего сердца. Потому св. Церковь молитвою преп. Ефрема научает нас просить Господа, чтобы Он Сам послал свыше в наше сердце Свой свет, открывающий и обличающий то, что в нем есть греховного, нечистого, тщательно от нас самих закрываемого нашим самолюбием, страстями и легкомысленною невнимательностью к себе самим, чтобы Он Сам ДАРОВАЛ нам зрети НАША ПРЕГРЕШЕНИЯ.
По действию самолюбия мы легче можем усматривать чужие слабости, недостатки и грехопадения, нежели свои, и очень часто бываем склонны к осуждению их; а такое осуждение служит одним из величайших препятствий к самоосуждению, необходимому в деле покаяния, и к оправданию нашему пред Богом, видящим тайные глубины нашего сердца. Потому св. Ефрем заключает краткую, но много знаменательную молитву свою прошением к небесному Царю и Судии о том; чтобы Он Сам, Своим благодатным светом, открывши нам нашу собственную нечистоту и греховность, предохранил и удержал нас от поползновения к осуждению братий наших. ЕЙ ГОСПОДИ ЦАРЮ, ДАРУЙ МИ ЗРЕТИ МОЯ ПРЕГРЕШЕНИЯ И НЕ ОСУЖДАТИ БРАТА МОЕГО.
Вот о чем преимущественно во время поста и говений, мы должны МОЛИТЬСЯ по указанию самой Церкви.
Источник: «О говении». Санкт-Петербург, печатано во Французской типографии, 1850 г. 92 с. (на основании материалов сайта Азбука.ру)