На Страстной седмице Типикон (Церковный устав) в первые три дня, т.е. в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1‑ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Глава 49, стр. 902).
Здесь очевидно противоречие, т.к. для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», т.е. вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение (глава 35). Попробуем разъяснить это противоречие.
С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай. Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона. Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего Поста. Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим Постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому.
В Великий Четверг пища вкушается после вечерни, соединенной с Литургией св.Василия Великого, т.е. один раз в день, вечером. Начало Вечерни Типикон назначает в 8‑й час дня (т.е. с 14.00), соответственно окончание ее будет в десятом часу, т.е. около 15.30–16.00 часов.
Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина:
По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом.
По Студийскому уставу «ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино» (стр. 912), т.е. предполагается одно вареное блюдо, но дополненное сочивом7 (любая каша) и бобовыми; о елее в этом уставе умалчивается, т.е. по-видимому, он не положен.
По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином.
В Великий Пяток (пятницу) предписывается полный пост, т.е. полное воздержание от пищи и пития. «Аще кто будет многонемощен или престарелся», т.е. весьма стар возрастом, и не может выдержать полный пост, «дается ему хлеб и вода по захождении солнца» (стр. 920).
В Великую Субботу «во 2‑й час нощи», т.е. около 19.00, полагается единственная трапеза. «Дает братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита». Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» (стр.929).
Дни недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
Что можно есть | Сухоядение, мед, орехи, пища без термической обработки, без добавления масла | Сухоядение, мед, орехи, пища без термической обработки, без добавления масла | Сухоядение, мед, орехи, пища без термической обработки, без добавления масла | Сухоядение, мед, орехи, пища без термической обработки, без добавления масла | Вода | Сухоядение, мед, орехи, пища без термической обработки, без добавления масла |