Как просто и понятно объяснить невоцерковленному человеку, зачем нужен пост?

Протоиерей Андрей Лемешонок (1956)– духовник Православного Сестричества во имя преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы и Свято–Елисаветинского монастыря.

Невоцерковленный человек все понимает материально. Скажите ему, что постятся для того, чтобы душе было легче. Душе тяжело нести нашу плоть, и она хочет какой-то свободы, а мы ее все время угнетаем. Поэтому пост необходим, чтобы душа немножко передохнула.

Человеку нужно учиться брать себя в руки, контролировать, в чем-то ограничивать. Ограничение в пище — это борьба со страстями. Люди же должны себя как-то смирять. Это нам необходимо.

Пост — это не просто какая-то выдуманная диета. Пост помогает нам спасаться. Господь говорит, что постом и молитвой побеждается род греховный, род дьявольский  (Мф. 17: 21).

Пост напрямую связан с историей человечества. В раю был беспрестанный пост, и за его нарушение наши прародители потеряли красоту. В среду и пятницу пост связан с евангельскими событиями — предательством и распятием Бога. Рождественский пост, например, подготавливает нас к Рождению Спасителя.

Разговаривая с невоцерковленным человеком, можно привести примеры из медицины. Нашему организму нужны передышки, такие как пост, чтобы не надорваться, не перетрудиться. Помолившись, Вы найдете правильные слова.

О посте можно много говорить. Пост — это проявление нашей любви к Богу. Что мы можем для Него сделать? Мы должны понимать, что если не способны отказаться от миски супа, то говорить о какой-то космической любви бесполезно, бессмысленно. Мы не можем победить себя, свое чрево, а уже молимся обо всем мире!.. Это какое-то мечтание. Чтобы прийти к большому, надо начинать с малого. А то мы можем начать с высоких слов, а потом не пожелаем и шага ступить ради Бога. Пост — это маленький подарок Богу, «лепта вдовицы», которую человек Ему может принести. Себя ограничишь в чем-то, а от Бога получишь во сто раз больше.

Внимательную, глубокую сердечную молитву мы, наверное, не можем сейчас творить. Внешне себя ограничить немножко, прийти в храм, исповедоваться, подойти к Чаше — вот что нам нужно на сегодняшний день.

Я думаю, надо найти подход к сердцу близкого человека. Не внешними какими-то словами пытаться его убеждать, а вникнуть в его состояние, в его проблемы, желания. И здесь уже следует искать такое слово, которое бы разъяснило нашему ближнему, почему нужно идти к Богу, которое бы дало ему надежду на помощь Божию.

Сразу не скажешь человеку умереть, пойти на распятие, пригвоздить себя к кресту. Он ответит: «Я этого не хочу, я не хочу умирать, я хочу жить». Поэтому мы должны говорить о помощи, которая исходит от Бога. И Господь действительно дает отраду и утешение. Но человеку нельзя останавливаться. Ему нужно расти, искать новое отношение к жизни, преображение своего «Я». А это происходит через сострадание, сопереживание, через скорби и болезни.

Церковь мудро воспитывает человека. Мы смотрим на наши условия, на наше физическое состояние, чтобы, взяв на себя подвиг не по силам, не начать унывать и от всего не отказаться. Смотрите и размышляйте. Мы должны учиться рассуждать, искать золотую середину, тот узкий путь, который приведет нас в Царство Божие.

Протоиерей Андрей Лемешонок