Этот текст, который звучит на службе раз в году, является ключом к пониманию Великой Субботы. Это день покоя и тишины, день, когда мы уже знаем о победе, но не открыто, а прикровенно, ведь она еще не явилась в полной мере.
И этот текст напоминает нам о непостижимости этих событий и о цене этой победы, он не позволяет нам ликовать открыто, как на Пасху, а заставляет радоваться сосредоточенной, тихой радостью.
Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо Ца́рствующих и Госпо́дь госпо́дствующих прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. Предхо́дят же сему ли́цы А́нгельстии со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, многоочи́тии Херуви́ми и шестокрила́тии Серафи́ми, ли́ца закрыва́юще и вопию́ще песнь: Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа.
Перевод на русский язык: Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чем земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.
Словами «Да молчит всякая плоть человеча!» Церковь призывает нас к молитвенной сосредоточенности, к глубокому благоговению пред Тем, Кто есть «Царь царствующих и Господь господствующих», Кто, и почивая на смертном ложе, не перестает изливать на человечество потоки неизреченной Божественной любви.
И вчера и сегодня пред Св. Плащаницей мы испытывали и испытываем чувство глубокой и искренней ответной любви к нашему Искупителю. Но чувство это с течением времени как бы изменяет несколько свои оттенки, свою окраску, по мере того как меняются воспоминания и размышления, которые мудро и в известной последовательности предлагает нам Св. Церковь.
При выносе Плащаницы и во время трогательного чина погребения мы остро переживали ту сердечную боль, которую вызывало у нас воспоминание о Божественном Страдальце, Который претерпел все духовные и физические муки, безропотно перенес ничем не заслуженные жестокости и надругательства, смирив Себя «даже до смерти, и смерти крестныя» (Фил. 2:8).
Наше сердце было полно сострадания к замученному Праведнику, – сострадания, смешанного с ощущением и нашей собственной виновности перед Ним, ибо Христос, взявший на Себя грех мира (Ин. 1:29), умер и за наши грехи (1Кор. 15:3). Сегодня же к нашей любви и благодарности за нас Умершему присоединяется и другое чувство – чувство благоговейного преклонения пред величием Того, Кто, и пребывая во гробе, не перестает творить великие чудеса и благодетельствовать любимому Им, хотя и грешному и виновному пред Ним роду человеческому.
Слово Божие открывает нам тайну великого Божественного снисхождения. Пребывая телом во гробе, Христос Своей человеческой душой, нераздельно соединенной с Божеством, нисходит во ад, где до пришествия Спасителя пребывали души всех, без исключения, людей, умерших во дни Ветхого Завета, и здесь как Бог Живой и Животворящий, Своим явлением и благовестием, оживляет духовно этих узников, разрушает власть над ними диавола и тех из них, кто уверовал в Него, выводит из темницы, чтобы ввести в Свое вечное и блаженное Царство.
Сошествие Господа Иисуса Христа во ад, которое Церковь сегодня воспоминает, стало днем устроения Небесной Церкви. К тьмам Ангелов присоединились те, кто стали «первенцами, написанными на небесах» (Евр. 12:23). Отныне не только люди безупречной святой жизни, но и все, кто умирает в вере и искреннем покаянии, имеют надежду на то, что, по бесконечному милосердию Божию и по молитвам Св. Церкви, их души будут удостоены общения в Небесном Иерусалиме со всеми «духами праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:22–23).
Великая Суббота есть предпразднство Св. Пасхи. Ее Литургия является предначатием величайшего христианского торжества – Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Победителя смерти, Первенца из мертвых.
…Вот мы уже сменили темные великопостные одежды печали на светлые и сияющие ризы радости, напоминающие нам о чистоте небесных вестников Светлого Христова Воскресения. Мы слышали проникновенное пение стихов: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Этими стихами Св. Церковь уже начинает праздновать грядущую «спасительную и светозарную» пасхальную ночь – провозвестницу «светоносного дня» Воскресения Христова.
Сердца наши начинают наполняться предчувствием великой радости встречи с нашим Господом и Спасителем – Начальником и Источником нашего будущего всеобщего телесного воскресения. Все ближе и ближе к нам трепетный и ни с чем на земле не сравнимый момент, когда храмы Божии огласятся ликующими и неумолкающими возгласами в честь Воскресшего, свидетельствуя нашу веру, нашу надежду и нашу любовь к Нему. А пока…
«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет!» Аминь.
Протоиерей Ливерий Воронов