Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) «Почему мы постимся в среду и пятницу и в каких случаях пост в среду и пятницу не разрешается»

Петр Александрийский в 15 правиле говорит: «В среду постимся по случаю совета, который иудеи составили на Господа, чтобы предать Его; в пятницу — потому что Он пострадал за нас». Те же причины пространнее, с прибавлением падения Адамова, приводит Симеон Солунский: «В среду и пяток постимся по следующим причинам: в среду потому, что был навет на Спасителя, а в пяток — навет этот исполнился и Христос был распят; в тот же день умер и Адам, прикоснувшись к древу, ибо Господа пригвоздили в пяток в шестом часу, — когда Адам прикоснулся запрещенного древа.

В девятый же час Спаситель умер, — в тот самый час, когда Он явился в раю и изрек смертный приговор Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19) — и Адам сделался смертным».

Впрочем, в некоторые седмицы (недели) в году не соблюдаем поста в среду и пятницу. Разрешается во первых в двенадцать дней от праздника Рождества Христова до дня Богоявления. Седмица фарисеева вся мясопустная и на ней разрешается мясо в среду и пятницу.

На сырной седмице в среду и пяток не воздерживаемся от сыра и яиц, но всю седмицу делаем сыроястною. И это установлено не для наступающего поста, но по другой причине, которая изображена в триоди в среду на сырной, в следующих словах: «по повечерии же в среду и пяток сырныя недели едим сыр и яйца, соблюдающе и правило во святых отца нашего Никифора, патриарха константинопольскаго, исповедника, и отвращая предание иаковитское и тетрадитскую ересь. Иаковиты, возникшие в шестом столетии, постились три дня на сырной седмице — вторник, среду и четверток, в воспоминание поста и покаяния ниневитян, и учили тому же и других вопреки общему обычаю всей церкви; тетрадиты, то есть четыренадесятники (11 всел. 7), в среду едят мясо, а на сырной седмице во все дни постятся. Посему святый Никифор в правиле 32, разрешая в те же среды и пятки на сыр и яйца, говорит: «монахи, в каком бы месте ни были, не должны поститься в среду и пяток сыропустной седмицы, и после преждеосвященной есть сыр и яйца, в противность ереси Иакова и тетрадитов». А потому епископ Иоанн в правиле 21, объясняя ересь тетрадитов, говорит: «тетрадиты всю сырную неделю содержат великий пост. В опровержение их, мы разрешаем и в постные дни на то же, на что и в скоромные».

А особенно разрешаем на вся яства в среду и пяток на светлой седмице, подобно как и в прочие ея дни. Хотя всякий может догадаться о причине этого и искать ее в настоящем празднике, в честь которого веселимся, разрешая на все; но обстоятельнее объясняет ее тот же Иоанн епископ, в правиле 18, так: «разрешаем же в среду и пяток новой то есть светлой седмицы — считая как бы всю эту седмицу за один день, и ни чем не меньше воскресного дня; так как она вся есть седмица светлая». Посему и служба на светлой седмице во всякий день на вечернях и утренях совершается такая же, как и в первый день светлого воскресения.

На неделе по пятидесятнице разрешается в среду и пятницу мясо, не для наступающаго Петрова поста, чтобы нам вступить в него, насытившись мяса, но в честь Святаго Духа, пришествие Которого праздновали в два дни пред тем, то есть в воскресный день и понедельник, и в честь Его семи даров, как тот же Иоанн епископ в правиле 26 пишет: «разрешаем во всю седмицу по пятидесятнице в честь Святаго Духа, как разрешаем и новую неделю в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святый, единочестен Отцу и Сыну и чрез благословение Их устроилось таинство воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания».

Когда в среды и пятки случатся великие праздники господские, богородичные и великих и славных святых: в те среды и пятки хотя на мясо и не разрешаем, однако строгость воздержания в долговременности и качестве пищи уменьшается. Об этом тот же Иоанн епископ в правиле 22 и 23 рассуждает так: «после новой недели до пятидесятницы в среды и пятки и даже до девятого часа не храним поста: и если не употребляем сыра и мяса во исполнение апостольского правила, то елей и рыбы приемлем, потому что в эти дни, хотя и творим память Господня распятия и поем приличные распятию тропари, но припеваем с ними и воскресные, подобно как в иное время прилагаем покаянные. То же делаем и в праздник Преображения, если он случается в среду, и во все всенародные торжества Богоматери, если придутся в среду или пяток, а равно и честнаго Предтечи и Крестителя, верховных апостолов Петра и Павла и всякого иного славного и пресветлого святаго». Но тот же Иоанн в правиле 27 пишет: «Если случится повечерие какого-либо господского праздника в среду или в пяток: не следует разрешать поста в вечеру, ради наступающего праздника».

Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. — 309 с. (на основании материалов сайта Азбука.ру)