Святитель Иоанн Златоуст «О посте соединенном с молитвою. Беседа 57 на Евангелие от Матфея»

Смотри, какие блага происходят от сих двух добродетелей: ибо тот, кто молится как должно, и притом постится, немногого требует, а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив, а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с добрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Посему-то апостолы всегда почти постились.

Кто пост соединяет с молитвою, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра. Ибо таковый не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает в молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли, потому-то таковый особенно является врагом и ратоборцем демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося. Если жена могла преклонить жестокого начальника, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, то тем более может преклонить Бога тот, кто непрестанно предстоит пред Ним, укрощая чрево и отвергая утехи.

Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то по крайней мере можешь не роскошествовать, а и это немаловажно и недалеко от пощения, и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство – источник и мать всех зол. Сим-то диавол ввергнул некогда израильтян во идолопоклонство, сим-то возжег содомлян на беззаконные похоти. Ибо говорит Священное Писание, что беззаконие содомлян – «в гордости, в сытости и в изобилии властолюбия» (Иез. 16,49).

Это же самое и многих других погубило и предало геенне. Ибо какого зла не производит роскошь? Она делает людей свиньями и хуже свиней. Свинья валяется в грязи и питается калом, а сластолюбивый человек приготовляет себе пищу еще более отвратительную, склоняясь на недозволенные связи и беззаконную любовь. Таковой нимало не отличается от бесноватого. Он также бесстыдствует и неистовствует. Бесноватого мы, по крайней мере, жалеем, от этого же отвращаемся и ненавидим. А почему? Потому что он произвольно неистовствует и обращает и рот свой, и глаза, и ноздри, и все вообще в проводники смрада и нечистоты. Если же заглянуть внутрь такого человека, то увидим, что душа в нем застыла и оцепенела, как бы среди зимы и мороза, и уже не можно подать никакой помощи ладье по причине чрезмерной непогоды.

Стыдно мне говорить, как много страждут от сластолюбия и мужчины, и женщины. Это я оставляю на их совести, которая точнее знает все. Что может быть отвратительнее женщины пьяной, качающейся туда и сюда? Чем немощнее сосуд, тем более жестоким бывает крушение. Свободной ли будет таковая жена или рабой, – бесчестие одинаково. Свободная бесчестит себя среди рабов, но и раба то же делает среди рабов; таким образом они обе делают то, что дары Божий хулятся несмысленными. Я слышу, что когда встречаются такие случаи, говорят: «Когда бы не было вина!» О, глупость! О, безумие! Другие грешат, а мы порицаем дар Божий. Что за сумасбродство? Ужели вино, о, человек, причиною такого зла? Нет, не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: «О, если бы не было пьянства! О, если бы не было роскоши!» А если скажем, что лучше бы не было вина, то можем и далее сказать: о, если бы не было железа, потому что есть человекоубийцы; хорошо, если бы не было ночи, потому что есть воры; лучше, если бы не было света, потому что есть клеветники; лучше было бы, если бы не было жен, потому что есть блудницы. Таким образом, ты все наконец захочешь истребить.

Вино дано для веселья, ибо сказано: «И вино … веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а вы порочите это доброе его свойство. Ибо что за радость быть не в себе, мучиться множеством болезней, видеть все кружащимся и все во мраке, подобно находящимся в горячке, иметь нужду в том, чтобы кто-нибудь намазал им голову елеем. Пьянствующие хуже бессловесных, ибо скоты не требуют ничего более того, что нужно, а сии становятся бессмысленнее оных, преступая границы умеренности. Итак, потщимся избегнуть сего недуга, чтобы получить нам настоящие и будущие блага благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава во веки. Аминь».

Источник: Святитель Иоанн Златоуст «О посте соединенном с молитвою. Беседа 57 на Евангелие от Матфея» (на основании материалов сайта Азбука.ру)