Разговение

Разговение – вкушение скоромной пищи по окончании поста.

Однако и разговляться следует разумно и воздержанно:

Святитель Феофан Затворник пишет: «Пока пост, мы степенничаем, а как пройдет пост, у нас начинается разрешение на все, – и притом в таких широких размерах, что будто никакого ни в чем нет греха». Помимо телесного вреда, невоздержное разговление пагубно в духовном смысле: постившийся в течение долгого времени моментально растрачивает с таким трудом приобретенные духовные блага.

«Строгие посты, если за ними последует излишнее послабление себе в пище, бывают ни во что, и плод их скоро вытесняется страстью чревоугодия», – говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

«Пока был пост, мы только давали обет и собирались с силами. Прошел пост, – теперь и открывается поприще для нашей деятельности, по тому плану, который каждый построил себе во время пощения, и с теми силами, какие собрал тогда, – наставляет святитель Феофан Затворник. – И выходи каждый на дело свое и на делание свое, и покажи силу свою и искусство свое.

Время поста есть время обучения к подвигу, а теперь началось время самого подвига… Господь собрал нас в храмы, учил, и разумлял, врачевал раны, разрешал узы, облекал во все оружия, – и вот теперь изводит на подвиг. Станем же мужественно и дружно. Какая похвала воинам, если они, когда их, обучивши как должно, выводят на брань, побросают оружие и предадутся в руки врагов? – Какая похвала и нам, если после такого о нас попечения мы при первом появлении страсти предадимся снова в руки ее, – и это только что сказавши: «Не буду грешить», – и только что слышавши завет: «Не будь неверен, но верен?!» «Поговев, исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Тайн, – продолжает святитель Феофан, – христианин возобновляет в себе благодатные источники, открытые в нас Святым Крещением, которые потом столько раз были засоряемы нерадением и падением и столько раз очищаемы покаянием. Теперь снова очищены они после последних падений. Будем же хранить их от засорения вновь невниманием, рассеяностью и небрежением».

Таким образом, если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии дней воздержания проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии поста он продолжается и приносит нам пользу. Часто бывает, что, когда пост идет уже к концу, нам жалко с ним расставаться. А ведь и не надо расставаться, надо всегда стараться жить в таком духовном напряжении.

«Если хочешь, христианин, чтобы тебе был пост полезен, – говорит святитель Тихон Задонский, – то постись и телесно, постись и душевно, и постись всегда».

Источник: Азбука.ру