Прежде всего нужно увидеть в себе наличие страстей. Иначе как бороться с тем, чего не видишь в себе, не чувствуешь, о чем ничего не знаешь. Понятие «страсть» относится к области аскетики. Эта наука посвящена распознанию духовного состояния человека. Те люди, которые прошли этот путь опытно, прежде всего путь самопознания, путь видения в себе действия страстей, много трудились над овладением средствами, которые помогают христианину избавиться от действия страстей или по крайней мере, это действие ослабить, предлагают нам целый набор знаний. Они открывают как страсть появляется, с какого момента она зарождается в нашей душе. В начале всего лежит помысел — это движение нашего ума в сторону того, что ему неполезно, того что недозволенно и действует на нас отрицательно. Аскетика определяет источник всех наших недобрых, зараженных помышлений — они являются из нашего неочищенного сердца. Спасителя однажды спросили откуда в человеке зло. Он сказал, что от сердца вашего из глубины души исходят помыслы и в их основе лежат грехи и страсти — гордости, прелюбодеяния, убийства, грабительства и другие.
Увидеть в себе действие страстей может только тот кто начинает трезвиться разумом. Первый принцип — внимать тому, что осуществляется в душе, выражается в мыслях, движениях сердечных, в чувствах, а это не столь просто. Такое пристальное отношение помогает провести маленькое исследование в самом себе. Откуда, что, почему берется. Не хочу чего-то, а делаю. Стремлюсь к одному, а мотивы какие-то противоположные возникают. Об этом прекрасно сказал в своем послании апостол Павел — горе мне, бедный я человек «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю все снова и снова» (Рим 7:19). Во мне действует грех, — говорит апостол Павел дальше. И когда человек это действие увидит, не просто почитает, узнает из книг, а именно увидит в себе действие греха, тогда он будет способен каяться. Я помню, что когда в молодости читал аскетику, я стал смотреть внутрь себя внимательно и понял, что во мне действуют какие-то настроения, побуждения, от которых мне бы хотелось избавиться. А если человек обнаружит это действие в себе, то он способен каяться. Иначе, если он этого не видит, не знает, то в чем каяться? Только во внешних проявлениях? Но они существенно человека не меняют. А ведь только благодаря познанию того, что наша душа поражена действием страстей, начинается настоящая духовная жизнь. И она совсем не простая. Вся жизнь христианина проходит в духовной брани. Между разумом нашим, нашей душой и теми помыслами, теми прилогами, которые непрестанно воздействуют на человека. Так же как если перенестись в область физики, можно сказать, что на нас действуют космические энергии — солнечные лучи, магнитное поле. Часто средства массовой информации говорят, что сегодня магнитные бури, принимайте лекарства, может повыситься давление. И те, кто подвержен их влиянию, принимают меры предосторожности. Так же и в духовном мире — прилоги, помыслы, брань находят на душу человеческую. Человек часто бывает застигнут этим состоянием врасплох и сам не понимает откуда это и что с ним происходит. Только когда он начнет читать Священное Писание, внимать слову Евангелия, читать святоотеческую литературу, тогда у него возникнет полная картина. Оказывается, что ветхая природа человека, адамова природа, о которой воздыхал апостол Павел, она действительно нам свойственна и является полем действия страстей, которое каждый человек в себе несет.
Протоиерей Георгий Бреев